Для праздника
Как заставить человека выбрать нужный Вам предмет?
25.04.2012

Многие из вас видели как, к примеру

Колокольчик
25.04.2012

КолокольчикПотребуется: фетр голубого цвета, проклеенный ПВА ситец зеленого цвета, небольшие бусины желтого цвета, крупные бусины зеленого цвета, хлопчатобумажные веревочки для тычинок, проволока для стебля, нитки, или леска, шило.

Sony
31.08.2011

sony Начальной точкой отсчета в истории японской компании «Sony» принято считать 7 мая 1946 года. На первом этапе развития весь ее рабочий коллектив состоял из двух человек — Масару Ибука и Акио Морита, которые и были основателями фирмы.

Panasonic
31.08.2011

Panasonic Всем известен рекламный слоган компании «Panasonic» — «ideas for life». Девиз компании соответствует основной идее создателей «Panasonic» — сделать жизнь покупателей продукции комфортнее.

Автомобиль напрокат – решение ваших проблем
30.09.2011

Автомобиль напрокат

Знакома ли вам ситуация – вы приезжаете в другой город в длительную командировку

Всегда успешные мероприятия с «Лимузиноff и К»
30.09.2011
Всегда успешные мероприятия с «Лимузиноff и К»

Любое важное мероприятие не обходится без поездок.

Инструменты и приспособления
12.03.2012

Инструменты и приспособленияПростейшие приспособления для валяния вы можете найти у себя дома, но некоторые инструменты нужно приобрести в специализированном магазине для рукоделия.

Работа с фетром
12.03.2012

Работа с фетромВ зависимости от толщины и плотности фетра можно просто вырезать из него нужные детали, подрезать рельеф или, используя утяжки, придать деталям нужную форму.

Зашита кожи летом
04.04.2012

Зашита кожи летом

Конечно, всегда следует помнить о том, что ваша кожа очень уязвима перед ультрафиолетовыми лучами.

Зашита кожи зимой
04.04.2012

Зашита кожи зимойЗима  —  особенное время для заботы о здоровье чувствительной кожи, поскольку для этой поры года характерны резкие перепады температур и сухость воздуха, а солнца бывает достаточно для того, чтобы обгореть (например, на лыжных курортах).

Все статьи >>



Длительность светового импульса

Длительность светового импульса зависит от емкости кон­денсатора и напряжения, до которого он заряжен. Повышая напряжение, можно уменьшить длительность импульса, а увели­чив емкость, соответственно увеличить его, чем часто пользуются в практике съемки.

Кроме электронных промышленность производит вспышки, в которых свет получается от сгорания металлической фольги в кислороде. Эти вспышки отличаются автономностью, постоян­ной готовностью к работе, стабильностью количества излучае­мого света, нечувствительностью к повышенной влажности, ма­лым весом и объемом.

У современных вспышек в прочной миниатюрной колбочке, заполненной кислородом под давлением, помешена тончайшая циркониевая фольга. Зажечь такую лампу-вспышку можно от батарейки с напряжением всего в 3—5 В или от пьезоэлектри­ческой зажигалки.

В фотовспышке «Зеленоград» свет излучается при сгора­нии циркониевой проволочки. Четыре колбочки собраны в кубик, который поворачивают по мере использования очередной кол­бочки. Куб закрыт пластмассовым колпачком голубого цвета. Цвет пластмассы подобран таким образом, чтобы можно было производить съемку на цветную обращаемую фотопленку для дневного света. Для питания электросхемы поджига применена батарея «Крона». После четырех снимков кубик заменяют но­вым. Интервал между снимками — 10 с, это время, необходимое на зарядку конденсаторов. Любители часто монтируют из не­скольких кубиков блок или, если нужно, вынимая колбочки из кубика. Свет от блока иногда многократно уверенность.

Большинство любительских фотоаппаратов снабжены цент­ральными затворами, которые полностью открываются при лю­бых выдержках, либо шторно-щелевыми, у которых планка откры­вается только при сравнительно длинных выдержках (‘/м~Ч 7ио с).

У ламп-вспышек с цирконием время срабатывания состав­ляет ‘/5—’/200 с- Длительность светового импульса у электрон­ных вспышек для обычной фотографии ‘/400—’/ют с- Следова­тельно, фотовспышки можно применять при выдержках ‘/зо с и более со всеми типами затворов, а с центральными при любых выдержках. Заметим, что при импульсах света вс и меньше на слайдах получаются синие оттенки.

При необходимости проверить исправность цепей синхро­низации нужно в темноте поместить в фильмовый канал фото аппарата кусочек фотобумаги и провести съемку, по ре пль-татам проявки фотобумаги судят о характере работы камеры и вспышки (проявить бумагу проще и быстрее, чем пленку).

Количество света, излучаемого фотовспышками обычной конструкции, постоянно. Дозировать падающий на фотопленку световой поток изменением выдержки (отсекая часть светового импульса) практически возможно только в фотоаппаратах с центральным затвором. Поэтому, чтобы получить правильно экспонированный негатив, приходится применять диафрагмирование или несколько нейтральных фильтров. Диафрагму устанавливают, учитывая   мощность и   характер светового импульса, чувствительность фотопленки, расстояние от объекта,  в отдельных случаях и его окраску.

светового импульса во многом зависят от рефлектора. Зеркальные рефлекторы отражают до 95% света, «перфорированные» рефлекторы, дающие мягкий свет, отражают 25—60% света. Поэтому изготовители дают для вспышки так называемое ведущее число. Ведущее число приводится для опре­деленной чувствительности фотопленки и справедливо только для негативных черно-белых и цветных пленок. Для обращаемых фотопленок оно меньше в 0,7 раза. На практике это означает, что, например, пленку «ОРВО UT-18» чувствительностью 18 ДИН нужно экспонировать как фотопленку, близкую к чувст­вительности 15 ДИН.

Если съемка производится на фотопленку с чувствитель­ностью иной, чем та, для которой дается ведущее число, то необ­ходимо ввести поправку: проще всего ее определить по кальку­лятору на корпусе вспышки или по прилагаемой к ней ин­струкции.


Заряжается конденсатор

Заряжается конденсатор от сети или батарей. Для зарядки необходимо напряжение около 300В. Зарядка конденсатора от сети занимает 8—10 с, для оперативной съемки это довольно долго. Время зарядки от высоковольтных батарей — 3—5 с. По­этому многие вспышки, работающие от сети, иногда целесооб­разнее питать от батарей, например, «Молнии» на 300 В, кото­рые в свежем виде имеют напряжение 340 В. Ряд моделей питается от встроенных аккумуляторов. Аккумуляторы требуют периодической подзарядки, даже если вспышка не используется а это не всегда удобно. Кроме того, число циклов «заряд — разряд» обычно не превышает 100. В силу указанных причин на­пряжение на импульсной лампе не всегда будет номинальным и соответственно сила света будет неодинаковой, скажем, у новой и пролежавшей некоторое время без употребления фо­товспышки. Поэтому в цветной съемке не рекомендуется поль­зоваться   непроверенными   аккумуляторными   фотовспышками.

Наша промышленность выпускает приставку, которая пре­образует напряжение одной-двух батареек от карманного фо­наря до напряжения в 300В. В отдельных моделях вспышек предусмотрены встроенные преобразователи, питающиеся от низковольтных батарей типа «Марс». Пользуясь ими, следует помнить, что при разряженных батарейках преобразователь не дает номинального напряжения и, следовательно, количество света, излучаемого вспышкой, значительно уменьшается.

Емкость конденсатора существенно зависит от температу­ры — при снижении до 10°С она падает на ‘/з> ПРИ возрастании до 30°С емкость увеличивается на ‘/з- Поэтому, если пробные съемки делались в жаркий летний день, а основная съемка в прохладный вечер, нужно дополнительно открыть диафрагму объектива.

При длительном перерыве в работе емкость электролитичес­ких конденсаторов значительно уменьшается. Для восстановле­ния емкости прибор необходимо выдержать под номинальным напряжением — произвести формовку. Формовку, если допускает конструкция, лучше сделать от сети: при этом сохраняются батарейки. Ее целесообразно проводить один раз в месяц — в течение 15 мин. При годовом перерыве — в течение трех час. Использовать вспышку до окончания формовки не рекоменду­ется.

Свет электронной вспышки близок по цветовой температуре — 6000 К — к солнечному свету. Поэтому, применяя обращаемые цветные фотопленки, сбалансированные на 5500 К, например, «ОРВО UT-23», для точного соблюдения цветопередачи исполь­зуют красно-коричневый светофильтр небольшой плотности, снимающий с пленки голубой оттенок. Фотопленки ЦО сбалан­сированы на 5500 К, поэтому фильтры не требуются.

 


Люминесцентные лампы

Люминесцентные лампы с широким спектром в практике съемки не используются.

Сравнительно большое распространение получили импульсные источники света, известные как фотовспышки. Их встраивают в фотоаппараты среднего класса. В некоторых моделях при недостатке света вспышка срабатывает автоматически.

Фотовспышка незаменима в случаях съемки с моменталь­ными выдержками при недостатке света, например в спортив­ных залах. При съемке мелких объектов — макросъемке — большое количество света позволяет сильно задиафрагмировать объектив, увеличив тем самым глубину резкости и гарантируя качество снимка. С помощью фотовспышки можно снизить контраст освещения, например, при портретной съемке на солнце или против света на фоне окна, или, наоборот, повысить конт­раст, применив пленку низкой чувствительности. При искусствен­ном освещении с фотовспышкой особенно часто снимают на Цветную обращаемую пленку для дневного света, получая пра­вильную цветопередачу. Именно этот случай побудил заводы-из­готовители фотоаппаратуры встроить вспышку в фотокамеру. Хорошие результаты по цвету дает и съемка с подсветкой на открытом воздухе в пасмурную погоду.

Фотовспышка стала проникать в фотостудии, занимающиеся портретными и рекламными съемками. Студийная фотовспыш­ка — это обычно комплект приборов с автоматической системой управления светом и с галогенными лампами, по свету которых подбирают характер освещения до съемки. В некоторых моделях регулируется длительность светового импульса от повышенной — в ‘/250 с — для устранения искажения цвета на обращаемых пленках, до коротких — ‘/woo— У20000 с при трюковой съемке (например, разбивающегося стакана с водой). Освещение сис­темой из многих фотовспышек изменило характер работы в студии, устранило цветовые искажения от ламп накаливания, упростило работу с широкоформатными камерами. Моменталь­ные выдержки при значительном диафрагмировании дали воз­можность добиваться большей глубины резкости при многопла­новой композиции.

В современных электронных вспышках свет излучается им­пульсной газоразрядной лампой, заполненной инертным газом, чаще всего ксеноном.

В обычных условиях ксенон не электризуется, потому его нужно ионизировать. Ионизация производится импульсом тока, пропущенным по вспомогательному электроду. Импульс создает­ся разрядом вспомогательного конденсатора через первичную обмотку импульсного трансформатора, во вторичной обмотке ко­торого получается напряжение в несколько тысяч вольт. Наибо­лее уязвимое место импульсных ламп — токопроводящий слой на наружной поверхности стеклянной трубки (вспомогательный) электрод). Восстановить работоспособность лампы, у которой разрушен токопроводящий слой, можно, равномерно навив на нее 10 витков тонкой, 0,05—0,25 мм, проволочки. Концы ее под­паивают к токопроводящим выводам лампы.

Электрический конденсатор после вспышки разряжается не полностью — только до напряжения гашения лампы. Поэтому к выводам конденсатора нельзя прикасаться в течение несколь­ких часов. Разрядить его можно, замкнув выводы через ре­зистор в несколько килоом.


Светофильтры

Светофильтры, предназначенные хтя черно-белой фотогра­фии, при цветной съемке применяют редко, только для создания одноцветных монохроматических эффектов. Исклю­чение составляют ультрафиолетовые и нейтральные светофильт­ры. Нейтрально-серые светофильтры служат для уменьшения освещенности в случае, когда нужно, не уменьшая выдержку, снимать при полностью открытой диафрагме (например, чтобы получить смазку) для уменьшения глубины резкости и т. д. Довольно часто их применяют при съемке со вспыш­ками. Принято считать, что нейтральные светофильтры не ис­кажают цветопередачу.

Сравнительно мало искажают цветопередачу поляризацион­ные светофильтры. С их помощью обычно притеняют небо в тех сравнительно частых случаях, когда оно портит кадр своей белесостью.

Для проведения съемки часто не хватает света. Приходится использовать искусственный свет обычно от электрических ламп накаливания. Съемка при таком освещении особых трудностей не представляет. Заметим только, что цветовая тем­пература света ламп накаливания сильно зависит от напряже­ния в сети. При нормальном напряжении она близка к 3200 К, при понижении его резко уменьшается — свет делается «крас­ным», при повышении — «голубым». В настоящее время получи­ли распространение лампы на повышенное напряжение 230—245 В, свет их при напряжении сети 220 В красноватый, что обязательно учитывается. По возможности напряжение на лампах нужно контролировать, а еще лучше регулировать с помощью теристорных регуляторов, применяемых для регули­ровки света бытовых светильников. При пониженном напряже­нии сети на 220 В можно через такой регулятор включить лампочки на 127 В, нужно только, чтобы было соответствие по току регулятора и применяемых лампочек. У 100-ваттной лам­почки на 127 В сила тока близка к 1 А, а у 220-вольтной лампочки на 100 Вт сила тока 0,5 А, поэтому нужно брать светорегуля­тор на 250 Вт, у которого рабочий ток около 1 А. Взяв маломощ­ный регулятор, можно быстро вывести его из строя. Этим спо­собом пользуются при пересъемках марок, слайдов и т. д.

Для освещения больших объектов, например портрета или натюрморта, применяют галогенные лампы на напря­жение 127 или 220 В. Их выпускают мощностью 500 и 1000 Вт. Кроме того, можно использовать маломощные низко­вольтные галогенные лампы от диа- и кинопроекторов. Они выпускаются мощностью от 100 до 250 Вт. Для их питания

И необходим понижающий трансформатор. Регулируется напряже­ние галогенных ламп чаше всего автотрансформаторами.

Галогенные лампы обеспечивают стабильные условия съемки, так как у этих ламп в течение всего срока службы не меняется световой поток. Цветовая температура света 3400 К, поэтому изображение на слайдах получается с небольшим голубым от­тенком. При небольшом понижении напряжения изображе­ние становится нормальным или даже красноватым.

Снимая при свете ламп накаливания на пленку для дневного света, когда требуется, например, снять зрителей, смотрящих цветное изображение на экране телевизора, применяют свето­фильтры, укрепленные перед источником света. Такими свето­фильтрами широко пользуются в осветительных установках для создания различных световых эффектов на сцене.

Наиболее сложный случай съемки — при освещении сюжета люминесцентными лампами. Несмотря на то, что некоторые марки ламп носят название «дневных» или правильной цвето­передачи, в их лучах отсутствует большая часть спектра, ха­рактерная для дневного (солнечного) или вечернего (от ламп накаливания) освещения. Поэтому правильной цветопередачи при люминесцентных лампах нельзя получить ни на каком сорте фотопленки. Не могут помочь делу и светофильтры. При съемке как на «дневную», так и на «вечернюю» цветную пленку изобра­жение получается зеленовато-желтым.

 


фотографии светофильтры

В художественной фотографии светофильтры применяют для коррекции цветовых оттенков и для создания «цветовых» эф­фектов. Для устранения несоответствия чувстви­тельности эмульсии к каким-либо лучам применяют так назы­ваемые конверсионные светофильтры. Наиболее частый случай — съемка вечером при лампах накаливания на пленку для съемки при дневном освещении и, наоборот, днем на «вечернюю». По­следнее время в любительской кинематографии это становится законом. Сегодня в большинстве выпускаемых кинокамер даже встраивается светофильтр типа А, который располагается сзади объектива и вводится в световой поток специальной рукояткой. Для съемки применяют только один тип пленки — «вечернюю». При дневном освещении вводят светофильтр. Световые эффекты можно получить и с помощью простейшей бленды, затемнив, в частности, углы изображения.

При съемке на натуре основной источник света — солнце-С точки зрения фотографа, солнечный свет постоянен, но в за­висимости от положения солнца на небосводе до наблюдателя доходят разные лучи спектра из-за того, что часть их рассеива­ется, часть поглощается атмосферой. Рассматривая, например, портрет, снятый в тени, нетрудно заметить на лицах неестествен­ные оттенки. Также неестественно выглядят и дру­гие детали в тенях. Утром освещение багровое, цвето­вая температура близка к 2000—3000К. В дневное время она колеблется в пределах 5500—12000 К. Время, в течение которого цветовая температура не превышает 7000 К, называют в съемочной практике периодом нормального освещении. Именно на это время и рассчитано боль­шинство «дневных» фотоматериалов. В околополуденное время освещение становится «голубым», кроме того, значительно из­меняется характер теней. Часто, если на небе нет облаков, рассеивающих свет, освещение становится контрастным, свет жестким, пейзаж получается плоским, невыразительным, а портреты — без мягких переходов от светов к теням. В последнем случае можно применить под­светку вспышкой или с помощью каких-либо экранов отразить солнечный свет на объект съемки. К вечеру свет желтеет.

Зимой от снега характер освещения резко меняется. Снег отражает свет и подсвечивает тени. Кроме того, значительно возрастает яркость: днем предметы кажутся голу­боватыми, а утром красноватыми, особенно в тенях. Пейзаж часто получается с характерным цветовым рисунком, подчерки­вающим ощущение мороза. Несложно цветовым ре­шением создать впечатление оттепели  и т. д.

Облачность изменяет характер освещения в любое время дня. Как правило, облака закрывают часть неба и существенно уменьшают цветовую температуру. При солнце бе­лые кучевые облака значительно, в несколько раз, увеличивают подсветку теней. На снимках получаются мягкие цветовые оттенки. Увеличиваются подсветка и отражения от всевозможных поверхностей, например зданий.

Характер изображения во многом зависит от положения сни­мающего по отношению к солнцу. Например, снимая поверхность воды, можно либо подчеркнуть воздушность пространства, либо, наоборот, полностью притемнить воду. Этим же приемом пользуются натуралисты, чтобы подчеркнуть мимикрию.

Важное значение имеет выбор точки съемки как на природе при рассеянном освещении, особенно в пасмурную погоду  так и в помещении.

Наиболее высокие требования предъявляются к качеству фо­топортретов:  главное  воспроизвести  естественный   цвет  лица. Впечатление от снимка во многом зависит от фона. Причем соответствующий выбор спектраль-состава света — дело довольно сложное и требует для воплощения художественного замысла достаточного набора све­тофильтров.


Свет и цвет

 

В общем случае цветное изображение будет удовлетворительно передавать сюжет, если освещение соответствует сорту пленки, то есть днем нужно снимать на пленку, предназначенную для съемок при дневном освещении, а при свете ламп накаливания — на пленку, предназначенную для освещения лампами накалива­ния. Кроме того, чтобы полностью использовались свойства плен­ки, выдержка должна быть определена достаточно точно.

Иногда целесообразно повлиять на цвет объекта съемки, применив светофильтры на источнике света или фотоаппарате. Изменяя условия обработки, можно повлиять на тональность, уменьшить или увеличить контраст. Практикой выработаны ре­комендации, как значительно усилить впечатление, например, от цветового решения большинства встречающихся сюжетов. Рас­смотрение этого вопроса выходит за рамки этой книги. Оста­новимся только на технической стороне дела.

Точность передачи цвета зависит главным образом от ка­чества фотопленки, ее цветового баланса, спектрального состава света, экспозиции при съемке и условий обработки. Довольно часто приходится слышать, особенно от лиц, пользующихся сменной оптикой, о непригодности для цветной съемки фотоап­парата, о «теплом» или «холодном» объективе. На практике со свойствами объективов обычно мирятся, хотя качество цвето­передачи легко исправить, применив светофильтры.

Мнение о непригодности фотоаппарата для съемки на цвет­ную пленку связано с тем, что лучи разного цвета по-разному отражаются от внутренних деталей камеры, причем это, естест­венно, происходит и в пасмурную погоду. Поэтому один и тот же сменный объектив дает разное изображение на разных каме­рах. Простейший метод предупреждения этого явления — по­стоянное применение достаточно глубокой бленды, а в необ­ходимых случаях — улучшение чернения светового тракта ка­меры.

Просветленные объективы в отличие от непросветленных час­то пропускают ультрафиолетовые лучи, что дает преобладание си­них оттенков при съемке на море, в горах, у воды и т. д. Улучшить цветопередачу этих объективов можно с помощью ультра, фиолетовых светофильтров.

Современные объективы с многослойным просветлением не пропускают ультрафиолетовых лучей. Кроме того, из-за умень­шенного светорассеивания в конструкции они дают достаточно сочное изображение и без бленды. Тем не менее, если подобный объектив установлен на камере с неудовлетворительным черне­нием, применение бленды уменьшит рассеяние света, что значи­тельно улучшит изображение. Незначительные внутренние па­разитные отражения света в камере почти не влияют на харак­тер изображения при съемке на черно-белую пленку, но цветное изображение в неблагоприятных случаях они могут совершенно исказить.

Цветоискажение возникает в основном из-за того, что синий свет рассеивается больше, чем зеленый, и таким образом ин­тенсивность желтого цвета в изображении существенно снижает­ся.

Использование светофильтров при съемке во многом расши­ряет возможности фотографа, помогая полностью использовать все свойства негативных и особенно обращаемых цветных пле­нок. С их помощью сравнительно легко изменить цвет изображе­ния и в затруднительных случаях снимать днем, скажем, на пленку для съемки при лампах накаливания и наоборот.

 


тиосульфат натрия

Иногда тиосульфат натрия добавляют в отбеливающий раст­вор. В этом случае серебро окисляется, образуя водорастворимую соль, что сокращает время обработки. Но эти растворы нестойки.

В отбеливающий раствор также часто вводят вещества, уско­ряющие процесс и улучшающие его сохраняемость, — бромистый калий и фосфаты.

Во многих процессах для прекращения действия проявителей применяют растворы слабых кислот или их солей.

Конечная операция во многих процессах — стабилизация. Она повышает долговечность изображения. В стабилизатор для фотобумаг может быть добавлено вещество, увеличивающее белизну подложки.

Красители, образующие изображение, кроме нужных лучей, поглощают еще и побочные, что приводит к искажению цвето­передачи и уменьшению насыщенности цвета. Чтобы улучшить Цветопередачу негативных пленок, в эмульсию вводят маски из маскированной компоненты. При проявлении она не переходит в раствор. Поэтому маскированная пленка после обработки име­ет желто-оранжевую окраску. Печатать с такой пленки лучше на фотобумаге «Фотоцвет-4» или «Фотоцвет-9», «Фотоцвет-11», При печати на обычную бумагу нужно увеличить значение кор­ректирующих светофильтров, прежде всего голубого.

Наша промышленность выпускает много сортов цветографи­ческих материалов для фотолюбителей, различные сорта пленок и фотобумаги импортируются из ГДР, Венгрии, Чехословакии и Франции. Кроме того, фотолюбителями, выезжающими за гра­ницу в туристические поездки или командировки, иногда произ­водится съемка на негативную или обращаемую цветные пленки производства других стран. Некоторые из этих пленок рассчита­ны на обработку в условиях любителей.

Описание обработки большей части упомянутых материалов, приемлемых для любителей, дано в соответствующих главах.

 


экспонированный материал

При обращении экспонированный материал прежде всего проявляют в черно-белом проявителе. При этом в каждом цвето-чувствительном слое получается черно-белое негативное изобра­жение. Галогениды серебра, на которые не попал свет, остаются без изменений. Если теперь засветить фотоматериал, то из этих галогенидов образуется позитивное изображение. При последую­щем проявлении засвеченного материала в цветном проявителе соответственно образуется черно-белое изображение из серебра и цветное из красителей. Удалив все серебро как оставшееся после черно-белого проявления, так и образовавшееся при цвет­ном проявлении и имеющееся во вспомогательных слоях, полу­чают цветное изображение в натуральных цветах.

Обработка цветных фотоматериалов в большинстве случаев особенной сложности не представляет и вполне доступна фото­любителям. Для проявления цветной эмульсии применяют раз­личные проявляющие вещества. К ним относится цветное про­являющее вещество (ЦПВ-1). Его химическое наименование парааминодиэтил-анилинсульфат. Полное наименование другого распространенного цветного проявляющего вещества ЦПВ-2, парааминоэтилоксиэтил-анилинсульфат. Первое действует не­сколько энергичней, но отличается повышенной токсичностью. Также используется М-этил-N (р-гидрооксиэтил)-З метил-р-фе-нилендиаминсульфат, его фирменное название СД-4 (от первых букв слов на английском языке — цветной проявитель). По ак­тивности это вещество примерно соответствует ЦПВ-1, но менее токсично. Для черно-белых проявителей применяют обычно гид­рохинон и фенидон.

Действие проявляющих веществ усиливают введением в проя­витель ускоряющих веществ, чаще всего щелочей — углекислого натрия, углекислого калия, едкого натрия или калия, фосфорно­кислого натрия. Щелочность проявителя (определяется величи­ной рН) зависит и от других веществ, вводимых в раствор.

Раствор проявляющего вещества легко окисляется. Продукты окисления могут исказить характер работы раствора, их связы­вают с помощью сохраняющих веществ. Обычно для этого ис­пользуют сульфит натрия, который, кроме того, препятствует окраске эмульсии продуктами окисления проявляющего вещества и растворяет крупные кристаллики серебра, уменьшая зерни­стость эмульсии. Однако большое количество сульфита снижает чувствительность фотопленки.

В цветных проявителях сульфит мешает образованию кра­сителей. Поэтому концентрация его в таких проявителях мала.

Чтобы улучшить защиту проявляющих веществ от окисления, добавляют гидроксиламин. Его концентрация должна быть также малой, так как он способен проявлять галогениды серебра, не образуя красителей, что снижает плотность цветного изобра­жения.

Во время проявления восстанавливается часть галогенидов, на которые не подействовал свет. Это приводит к образованию налета-вуали. Вуаль снижает контрастность и ухудшает читае­мость мелких темных деталей изображения. Ее образование предупреждают добавлением в проявитель противовуалирующих веществ,   чаще   всего  бромистого   калия   или   бензотриазола.

Для уменьшения зернистости добавляют роданистый калий. Кроме перечисленных веществ в проявитель вводят водоумягчающие средства, вещества, препятствующие набуханию эмуль­сии, и другие.

Чтобы удалить галогениды серебра из эмульсии, их перево­дят в водорастворимое состояние обработкой в растворе с тио­сульфатом натрия или аммония. Последний получают добавлени­ем сернокислого или солянокислого аммония к тиосульфату натрия. Металлическое серебро удаляют переводом его в сереб­ряную соль. Для этого используют растворы окислителей — железосинеродистого калия или соли трехвалентного железа и этилендиаминтетрауксусной кислоты. Сравнительно редко ис­пользуют двухромовокислый калий.


Увеличивая количество слоев

Увеличивая количество слоев (иногда до 13 и более), улуч­шают цветопередачу и эксплуатационные свойства материала.

Перед нанесением эмульсии на подложку наносится подслой. Служит он для улучшения сцепления эмульсии с подложкой и иногда для уменьшения ореола, появляющегося в результате отражения лучей света, образующих изображение. Ореол значи­тельно уменьшает резкость. Для уменьшения отражения в под­слой добавляют коллоидное серебро, окрашен этот слой в синий или черный цвет. При обработке он обесцвечивается. Противо-ореольный слой может быть нанесен и с обратной стороны подложки.

На наружный светочувствительный слой наносят защитный слой, который предохраняет эмульсию от механических повреж­дений в фотоаппарате, увеличителе и при различных операциях с фотопленкой. На наружную поверхность подложки наносят противоскручивающий слой — контрслой, который удерживает пленку в плоском состоянии и не дает ей скручиваться, а на него наносится антистатический слой, препятствующий накопле­нию статического электричества. Фотопленка с таким слоем не притягивает пыль, являющуюся одной из основных причин царапин.

Кроме того, между соседними цветочувствительными слоями может быть нанесен промежуточный слой, препятствующий диф­фузии краскообразующих компонент и красителей.

В эмульсию вводятся различные добавки. Стабилизатор уве­личивает срок годности эмульсии, пластификатор улучшает гиб­кость фотоматериала и уменьшает хрупкость эмульсии, дубитель увеличивает ее механическую прочность и уменьшает набухание, введение антисептиков исключает риск уничтожения эмульсии различными бактериями, что особенно важно во влажном клима­те, и, наконец, смачиватель улучшает равномерность полива эмульсии на подложку.

Подложку фотопленок делают из триацетата целлюлозы или из лавсана. Последняя значительно прочнее и при том примерно в 2 раза тоньше (около 80 мкм) триацетатной. Толщина эмуль­сионного слоя составляет около 20—25 мкм.

Для увеличения белизны фотобумаги подложка ее баритиру-ется — на нее наносятся соли бария. Подложка может быть за­крыта слоем полиэтилена.

Под воздействием света в эмульсии образуется скрытое изо­бражение. Оно состоит из частичек металлического серебра в микрокристаллах галогенида серебра. При проявлении во много миллионов раз усиливается действие света на эмульсию и скры­тое изображение превращается в видимое. Дело в том, что в про­цессе проявления на центрах скрытого изображения «растет» металлическое серебро. При этом в результате взаимодействия продуктов окисления цветного проявителя с краскообразующими компонентами образуются красители, но только в тех местах, где есть металлическое серебро.

Таким образом, в каждом светочувствительном слое получа­ется два изображения — черно-белое из серебра и цветное из красителя. Всего в эмульсии будет три негативных серебряно-красочных изображения. В большинстве случаев последующей обработкой серебро удаляется и .остается одно цветное изобра­жение в дополнительных цветах. Удаляют серебро из изображе­ния, а также из фильтрового и противоореольного слоев окисле­нием с последующим фиксированием и промывкой, которыми из фотослоев удаляются также и оставшиеся галогениды.

Чтобы получить изображение в натуральных цветах, нужно c негатива провести печать на позитивный материал — пленку или фотобумагу. При этом образуется скрытое цветоделенное изображение. Обработав позитивный материал по приведенной схеме, получают фотоизображение в естественных цветах.

Рассмотренный выше процесс именуется так же, как и в чер­но-белой фотографии, негативно-позитивным. Однако можно по­лучить позитивное изображение и методом обращения.


Современный цветной процесс

Еще в 1861 году английский ученый Дж.-К. Максвелл сфото­графировал три раза один и тот же сюжет через три светофильт­ра— синий, зеленый и красный. Изготовив отпечатки на про­зрачном материале (диапозитивы), он спроецировал их через три проектора с теми же тремя светофильтрами и совместил изобра­жения. При этом получилось цветное фотографическое изобра­жение удивительно высокого качества. Это было первое цветное изображение, полученное фотографическим путем. Произошло это спустя 22 года после официального открытия черно-белой фотографии.

Сегодня способ, использованный Максвеллом, применяется редко, в основном в научной фотографии, например при съемках из космоса. Называется этот способ аддитивным, или слагатель-ным (фото 1). Современная фотография использует вычита-тельный способ — субтрактивный. Суть его в том, что в световой поток помещают три светофильтра — желтый, голубой и пур­пурный. Подбирая их плотности, можно получить любой цвето­вой оттенок (фото 2), в том числе серые тона.

Цветное фотографическое изображение чаще всего получают с помощью негативного процесса или по способу обращения. Свет воздействует на светочувствительную эмульсию фотомате­риала, при лабораторной обработке которой и образуется изобра­жение. Эмульсии негативных, позитивных и обращаемых мате­риалов в принципе схожи друг с другом. Светочувствительный слой фотопленки — эмульсия — представляет собой водный раствор желатины, содержащей микрокристаллы галогенидов серебра (обычно смесь бромистого, хлористого и йодистого). В кристаллах имеются включения металлического или сернистого серебра, расположенные как на поверхности, так и внутри их. Эти   включения   и   служат   центрами   светочувствительности.

Галогениды серебра чувствительны к ультрафиолетовым, фиолетовым и синим лучам. Поэтому на снимках, напечатанных с негатива, имеющего несенсибилизированную эмульсию, жел­тые, зеленые и красные цвета получаются темными, а синий — светлым. Чтобы цвета воспроизводились правильно, в эмульсию lобавляют оптические сенсибилизаторы, чаще всего красители, адсорбирующиеся на микрокристалликах серебра и поглощающие лучи, которые должен воспринимать светочувствительный слой. Механизм действия сенсибилизаторов сложен и еще не пол­ностью понят, очевидно, они передают поглощенную ими энер­гию микрокристаллам. В эмульсию добавляют также химиче­ские сенсибилизаторы, которые повышают ее светочувстви­тельность.

Эмульсия наносится на какую-либо подложку-пленку или специальную бумагу чаще всего в несколько слоев. У трех из этих слоев различна спектральная чувствительность. Кроме све­точувствительных солей серебра в эмульсионные слои добавляют вещества, образующие при проявлении красители. Они могут быть бесцветными или окрашенными, называют их краскообра-зующими компонентами.

Порядок расположения слоев в эмульсии различный. Обычно верхний слой чувствителен к синим лучам и в нем имеется цвет­ная компонента, которая при проявлении дает желтое изображе­ние. Средний слой чувствителен только к зеленым лучам, в нем находится цветная компонента, которая при проявлении обра­зует пурпурное изображение. Нижний слой чувствителен к крас­ным лучам и содержит цветную компоненту, дающую при прояв­лении голубое изображение.

Между верхним и средним слоями расположен желтый слой, содержащий коллоидное серебро. В нем задерживаются синие лучи,  которые   на   нижние  эмульсионные   слои   не  действуют.

Приведенный порядок расположения слоев называется есте­ственным, но в ряде случаев он может быть нарушен. Часто это повышает отдельные свойства фотоматериала, например, рез­кость фотобумаги «Фотоцвет-6» увеличилась, когда поменяли местами   синечувствительный   и   красночувствительный   слои.


Отзывы о работе ВиталВидео (VitalVideo)
08.09.2013

vit

Каждый из нас хочет сохранить память о каком-то важном событии, происшедшем в его жизни.

Ваше свадебное платье
01.12.2011

Ваше свадебное платье

 Об этом платье с самого детства мечтает каждая девочка. Когда заветная дата уже назначена, сладкие грёзы начинают воплощаться в жизнь в магазине свадебных платьев.

Уход за бровями
14.04.2012

Уход за бровями

У рыжеволосых женщин брови часто бывают светлыми, поэтому их периодически следует окрашивать химическими красителями на тон темнее цвета волос.

 
Нанесение румян
14.04.2012

Нанесение румянУлыбнитесь!

Видеосъемка в дождливую погоду
20.02.2012

Видеосъемка в дождливую погоду

Свадьба никогда не потерпит дилетантства. Подумайте только! Сами не заметите, как пройдет год, пять, пятнадцать, двадцать, пятьдесят лет, а видео будет напоминать вам об этом прекрасном дне.

Как поднять себе настроение.
20.02.2012

Как поднять себе настроение.

В наш век современных технологий и информации, очень тяжело бороться со стрессом. Стресс возникает внезапно, или в условиях долго накапливаемого негатива.

 
Как привети себя в порядок к 8 Марта
16.11.2011

привети себя в порядок Вы много работаете, у Вас куча проблем, может дети, а может родители. Но в День 8 Марта Вы хотите выглядеть неповторимо.

Ноги — как сделать, чтобы они стали вашей визитной карточкой.
16.11.2011

ноги это одна из частей тела Не секрет, что ноги это одна из частей тела, на которую часто обращают внимание, как мужчины, так и женщины.

Cвадебные причёски!
14.09.2011

Cвадебные причёскиДень бракосочетания — всегда самый радостный и волнительный день, и память о нём должна будить счастливые воспоминания всю вашу долгую жизнь.